Британское танкостроение закладывало иногда такие виражи, что диву даешься. И это была, кстати, самая продвинутая к тому времени танкостроительная держава :-).
Вот эта поделка 1925 года образца, выпущенная в количестве примерно 100 единиц называется Medium Tank Mk.II , и даже эти "бронетракторы" были закуплены СССР (15 шт) в целях ознакомления с "передовым" опытом английских конструкторов. Даже несчастный советский Т-12 выглядит намного более предпочтительно. Слава КПСС, что в серию их не запустили.



Про "Королеву поля боя", то бишь средний танк "Матильда II" знают многие. А вот про его предшественника "Матильду 1" - немногие. И правильно ибо такое убожество и показывать стыдно. Как фрицы себе при встрече с этим уродством животы со смеху не надорвали этого не знает никто:


Вот этот "утенок" (неофициальная кликуха танка в войсках, официально то он гордо именовался Infantry Tank Mk.I «Matilda I) прикрывает отход англов к Дюнкерку:

1 "Утенок" есть даже на ходу

Как только английские экспедиционные войска встретились с гансами на полях сражений, стало понятно, что кроме "Матильды" (второй) у подданных ЕЕ Величества из приличной бронетехники ни хрена нет. Конструкторы тот час кинулись "во все тяжкие".
Вот предшественник вполне вменяемого "крейсерского танка" "Круизер". Хрень эта называется Cruiser Tank Mark I (A9).
Особливо меня восхищают толстенькие пулеметы.



В 1939 году бриттам вздумалось замутить тяжелый танк под этот проект был создан “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”. Военное ведомство, помня о "шалостях" собственных танкостроителей, и видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалось обозначение TOG 1 (TOG №1). Старая банда реально оказалась "старой" и выдала "на гора" проект устаревший уже на эскизной стадии. Эта хрень весила 50 тонн, имела спонсоны под установку пушек (схема применявшаяся еще в ПМВ), не подрессоренную ходовую часть (это в 1939 году то!) и сложнейшую схему трансмиссии, где бензиновый двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых электродвигателя и служивших приводами ведущих колес. В октябре 1940 года фирме Foster все же удалось построить прототип этой чудо-телеги. Вес 50 "сухих" тонн (без вооружения ЗИП и ГСМ), экипаж 8 человек, вооружение: 75-мм пушка в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне от танка "Матильда II" установленной на корпусе. Вот он на испытаниях:


В общем танк произвел на военных мягко говоря странное впечатление. Но работы по программе были продолжены и 16-го марта 1941 года на испытания вышел следующий прототип TOG 2 . Испытания продолжались (!) до 1943 года, когда даже самым тупорылым стало ясно, что по боевым показателям это чудище весом в 81 тонну (!) уступает не только немецкому "Тигру" но даже Pz.Kpfw.IV с 75-мм длинноствольным орудием.
ТТХ этой "сосиски" вес 81 тонна, скорость максимальная 14 км/ч (эксплуатационная 6 км/ч), экипаж 6 человек, длинна 10,3 м, ширина 3,1 м, высота 3 м, запас хода 112 км ПО ШОССЕ!. Танк уцелел и сейчас он экспонат музея бронетехники в Бовингтоне.



Еще одну попытку построить вменяемый тяжелый танк англы предприняли в 1942 году. На вооружении в то время из ТТ у них был "Черчилль", от которого, кстати сам премьер подаривший ему свое имя был далеко не в восторге.
Этой попыткой стал Heavy Assault Tank A33 “Excelsior” по-русски это звучит как "Тяжелый штурмовой танк А33 "Высочайший". Танк был разработан фирмой English Electric, лобовая броня 114 мм, вооружение 6-фунтовое орудие и 7,92-мм пулемет BESA. Пока мудохались с прототипами (а всего их было 2) тяжелый танк "Черчиль" был перевооружен на 75-мм или 94-мм орудия и на "Высочайшего" махнули рукой. Второй прототип уцелел и сейчас он экспонат Бовингтонского музея.



"Коленками назад". Надо сделать ПТ САУ? Херня вопрос. Сделаем, но пойдем, как настоящие герои - в обход. Для прекрасной 76-мм противотанковой пушки Ordnance QF 17 pounder из походящих шасси был только "Валентайн", но пуха в короткий корпус вписываться не хотела. Выход нашелся простейший - поставить ее задом-наперед. То есть получилось что у САУ боевой сектор стрельбы и направления движения абсолютно противоположны. Назвали этого "тяни-толкая" - истребитель-танков "Archer". Что самое интересное было выпущено с марта 1944 года почти 700 экземпляров и использовалась САУ до середины 1950-х годов. А потом джентльмены продали оставшиеся на ходу машины Египту (по принципу На те Боже, шо нам не гоже), и те поучаствовали в войнах против Израиля. Сохранилось 4 машины.



Арчер был не единственной попыткой построить ПТ САУ, способной справляться со знаменитым "Тигром". Встречайте ПТ САУ "Челленджер" 1944 года. Маленький ящчик, ставим на большой, впихиваем туда 17-фунтовую противотанковую ковырялку - вуаля, все готово.


А это третий образец вундервафли "противотигриной" направленности - совершенно незаслуженно забытый плод британского танкостроительного гения - Churchill 3 inch Gun Carrier A22D - ПТ-САУ, а не хухры-мухры.
Как именно выглядят ПТ и как их делать в Англии не знал никто, а те кто догадывался к разработке явно допущены не были. Таким образом был взят "Черчилль", на шасси водрузили прямоугольную неподвижную рубку, в лобовом листе которой была вырезана большая круглая амбразура (какие такие орудийные маски? Это что вообще такое?) для 3-дюймовой пушки, имевшей крайне малые углы вертикального и горизонтального наведения. Расчет обслуживал орудие стоя. Очень удобно и инновационно - меньше протираются казенные штаны.
На выходе получилось совсем смешно: заказ составлял 100 экземпляров, но военное министерство ВНЕЗАПНО выяснило, что 3 inch Gun Carrier теперь нафиг не нужен - ибо на нормальные "Черчилли" инженеры коварно установили 6-ти фунтовые орудия. Заказ сначала сократили до 24 машин, потом решили все-таки выпустить исходные 100 (их начали собирать, не выбрасывать же собранное на помойку?), но потом опять сократили до 50 экземпляров... К концу 1942 со скрипом наклепали 50 монстров и столь же ВНЕЗАПНО оказалось, что военные от него шарахаются: у всех воюющих держав уже были нормальные ПТ-САУ, а ездить на этом - себя не уважать. В итоге все имеющиеся 3 inch Gun Carrier никуда дальше Британских островов не уехали, в боях нигде и никогда не участвовали, часть из них переделали в минные тральщики, оставшиеся использовались на полигонах, как тренировочные. С тем печальная история "Черчилля" как ПТ бесславно закончилась. Бренные останки единственного данного девайса валяются на свалке Бовингтноского музея. (П.С. описательная часть сего агрегата взята у gunter_spb ибо лучше не скажешь)



Ну и на закуску. Вот это страхопи...ще под названием АТ1 бритты хотели использовать при высадке в Нормандии в 1944 году. Построен одын штук

Продолжение следует
Вот эта поделка 1925 года образца, выпущенная в количестве примерно 100 единиц называется Medium Tank Mk.II , и даже эти "бронетракторы" были закуплены СССР (15 шт) в целях ознакомления с "передовым" опытом английских конструкторов. Даже несчастный советский Т-12 выглядит намного более предпочтительно. Слава КПСС, что в серию их не запустили.



Про "Королеву поля боя", то бишь средний танк "Матильда II" знают многие. А вот про его предшественника "Матильду 1" - немногие. И правильно ибо такое убожество и показывать стыдно. Как фрицы себе при встрече с этим уродством животы со смеху не надорвали этого не знает никто:


Вот этот "утенок" (неофициальная кликуха танка в войсках, официально то он гордо именовался Infantry Tank Mk.I «Matilda I) прикрывает отход англов к Дюнкерку:

1 "Утенок" есть даже на ходу

Как только английские экспедиционные войска встретились с гансами на полях сражений, стало понятно, что кроме "Матильды" (второй) у подданных ЕЕ Величества из приличной бронетехники ни хрена нет. Конструкторы тот час кинулись "во все тяжкие".
Вот предшественник вполне вменяемого "крейсерского танка" "Круизер". Хрень эта называется Cruiser Tank Mark I (A9).
Особливо меня восхищают толстенькие пулеметы.



В 1939 году бриттам вздумалось замутить тяжелый танк под этот проект был создан “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”. Военное ведомство, помня о "шалостях" собственных танкостроителей, и видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалось обозначение TOG 1 (TOG №1). Старая банда реально оказалась "старой" и выдала "на гора" проект устаревший уже на эскизной стадии. Эта хрень весила 50 тонн, имела спонсоны под установку пушек (схема применявшаяся еще в ПМВ), не подрессоренную ходовую часть (это в 1939 году то!) и сложнейшую схему трансмиссии, где бензиновый двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых электродвигателя и служивших приводами ведущих колес. В октябре 1940 года фирме Foster все же удалось построить прототип этой чудо-телеги. Вес 50 "сухих" тонн (без вооружения ЗИП и ГСМ), экипаж 8 человек, вооружение: 75-мм пушка в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне от танка "Матильда II" установленной на корпусе. Вот он на испытаниях:


В общем танк произвел на военных мягко говоря странное впечатление. Но работы по программе были продолжены и 16-го марта 1941 года на испытания вышел следующий прототип TOG 2 . Испытания продолжались (!) до 1943 года, когда даже самым тупорылым стало ясно, что по боевым показателям это чудище весом в 81 тонну (!) уступает не только немецкому "Тигру" но даже Pz.Kpfw.IV с 75-мм длинноствольным орудием.
ТТХ этой "сосиски" вес 81 тонна, скорость максимальная 14 км/ч (эксплуатационная 6 км/ч), экипаж 6 человек, длинна 10,3 м, ширина 3,1 м, высота 3 м, запас хода 112 км ПО ШОССЕ!. Танк уцелел и сейчас он экспонат музея бронетехники в Бовингтоне.



Еще одну попытку построить вменяемый тяжелый танк англы предприняли в 1942 году. На вооружении в то время из ТТ у них был "Черчилль", от которого, кстати сам премьер подаривший ему свое имя был далеко не в восторге.
Этой попыткой стал Heavy Assault Tank A33 “Excelsior” по-русски это звучит как "Тяжелый штурмовой танк А33 "Высочайший". Танк был разработан фирмой English Electric, лобовая броня 114 мм, вооружение 6-фунтовое орудие и 7,92-мм пулемет BESA. Пока мудохались с прототипами (а всего их было 2) тяжелый танк "Черчиль" был перевооружен на 75-мм или 94-мм орудия и на "Высочайшего" махнули рукой. Второй прототип уцелел и сейчас он экспонат Бовингтонского музея.



"Коленками назад". Надо сделать ПТ САУ? Херня вопрос. Сделаем, но пойдем, как настоящие герои - в обход. Для прекрасной 76-мм противотанковой пушки Ordnance QF 17 pounder из походящих шасси был только "Валентайн", но пуха в короткий корпус вписываться не хотела. Выход нашелся простейший - поставить ее задом-наперед. То есть получилось что у САУ боевой сектор стрельбы и направления движения абсолютно противоположны. Назвали этого "тяни-толкая" - истребитель-танков "Archer". Что самое интересное было выпущено с марта 1944 года почти 700 экземпляров и использовалась САУ до середины 1950-х годов. А потом джентльмены продали оставшиеся на ходу машины Египту (по принципу На те Боже, шо нам не гоже), и те поучаствовали в войнах против Израиля. Сохранилось 4 машины.



Арчер был не единственной попыткой построить ПТ САУ, способной справляться со знаменитым "Тигром". Встречайте ПТ САУ "Челленджер" 1944 года. Маленький ящчик, ставим на большой, впихиваем туда 17-фунтовую противотанковую ковырялку - вуаля, все готово.


А это третий образец вундервафли "противотигриной" направленности - совершенно незаслуженно забытый плод британского танкостроительного гения - Churchill 3 inch Gun Carrier A22D - ПТ-САУ, а не хухры-мухры.
Как именно выглядят ПТ и как их делать в Англии не знал никто, а те кто догадывался к разработке явно допущены не были. Таким образом был взят "Черчилль", на шасси водрузили прямоугольную неподвижную рубку, в лобовом листе которой была вырезана большая круглая амбразура (какие такие орудийные маски? Это что вообще такое?) для 3-дюймовой пушки, имевшей крайне малые углы вертикального и горизонтального наведения. Расчет обслуживал орудие стоя. Очень удобно и инновационно - меньше протираются казенные штаны.
На выходе получилось совсем смешно: заказ составлял 100 экземпляров, но военное министерство ВНЕЗАПНО выяснило, что 3 inch Gun Carrier теперь нафиг не нужен - ибо на нормальные "Черчилли" инженеры коварно установили 6-ти фунтовые орудия. Заказ сначала сократили до 24 машин, потом решили все-таки выпустить исходные 100 (их начали собирать, не выбрасывать же собранное на помойку?), но потом опять сократили до 50 экземпляров... К концу 1942 со скрипом наклепали 50 монстров и столь же ВНЕЗАПНО оказалось, что военные от него шарахаются: у всех воюющих держав уже были нормальные ПТ-САУ, а ездить на этом - себя не уважать. В итоге все имеющиеся 3 inch Gun Carrier никуда дальше Британских островов не уехали, в боях нигде и никогда не участвовали, часть из них переделали в минные тральщики, оставшиеся использовались на полигонах, как тренировочные. С тем печальная история "Черчилля" как ПТ бесславно закончилась. Бренные останки единственного данного девайса валяются на свалке Бовингтноского музея. (П.С. описательная часть сего агрегата взята у gunter_spb ибо лучше не скажешь)



Ну и на закуску. Вот это страхопи...ще под названием АТ1 бритты хотели использовать при высадке в Нормандии в 1944 году. Построен одын штук

Продолжение следует
Journal information