gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

Categories:

NR-1 - глава в истории освоения глубоководного пространства (часть 2)


21 ноября 2008 года прошла официальная церемония прощания с атомной подводной лодкой специального назначения NR-1.
НОРФОЛК, Вирджиния.
Ее духовка фактически была тостером, вынутым из самолета P-3 Orion. У нее не было душа, было только четыре койки на 11 членов экипажа. Командир спал на палубе позади поста наблюдения…
Журнал "National Geographic" назвал ее “подводным шаттлом”.
“Я работал на ней” сказал Роберт Баллард - морской исследователь и бывший моряк, который, среди множества других своих открытий, обнаружил место крушения «Титаника» в 1985 году и PT Джона Ф. Кеннеди 109 в 2003году.
Хотя он не использовал NR-1 для секретных операций, он был на ее борту во время бесчисленных исследований, а на церемонии прощания с кораблем 21.11.2008 года, Баллард сказал: «Мне очень жаль, что этого, единственного в своем роде судна, больше не будет. Мы потеряли рабочий корабль и это очень плохо”.
Построенный в Гротоне, Коннектикут, в январе 1969 года, в течение многих лет NR-1 был секретным аппаратом для изучения подводного мира, спроектированным и построенным так, чтобы погрузиться максимально глубоко. У него были колеса для того, чтобы пройти по дну океана. Благодаря ядерному реактору, автономность не была ограничена батареями, как у других аппаратов для изучения подводного мира. NR-1 могла развивать скорость более 3 узлов.
“Это - более чем достаточно, чтобы работать на дне океана”, сказал последний командир NR-1 Джон Макграт. “Я - большой поклонник корабля. Я думаю, что c выводом из строя NR-1 закрыта невероятная глава в морской истории”.
В своей почти 40-летней карьере NR-1 выполнил бесчисленное количество задач - от поиска разрушенного и затонувшего самолета ВМС до обнаружения останков шаттла Challenger, и обследования затонувших подводных лодок и надводных кораблей.
В последние годы службы, сказал Макграт, NR-1 все еще проводил “чрезвычайно важные военные миссии”.

В отличие от акустической системы на обычной подводной лодке, гидролокатор NR-1 был направлен вниз и, как Макграт выразился, мог обнаружить “банку из под содовой, похороненную в песке на расстоянии мили.”
Кроме наличия колес NR-1 был также уникален тем, что у него было три иллюминатора, 29 внешних светильников, чтобы освещать объекты на глубине, 13 фото- и видео- камер, крюки, корзина для сбора образцов и роботизированная рука.
NR-1 был очень прочным судном, потому что был построен из самых лучших сталей и имел небольшой диаметр - всего 12,5 футов (3,8м). В отличие от боевой субмарины, у этого было очень мало забортных отверстий. И хотя это сделало корабль надежным, лодка в подводном положении не могла, например, продуть цистерны со сточными водами.
“Ограничивающий фактор автономности пл – объем туалетного резервуара,” рассказывал Макграт, - “Условия жизни были очень примитивны.”
Не так давно перезагруженный реактор NR-1 еще позволял кораблю находиться в строю до 2012 года, но пришло и его время...
21 ноября в Гротоне состоялась церемония, на которой присутствовали Адма, бывший командир NR-1, Джон Гринерт, командующий соединением американских ВМС, и адмирал в отставке Эдмунд Джиэмбэстиэни, который оставил флотскую службу в 2007 году в должности вице-председателя Объединенного комитета начальников штабов.
На церемонии прощания Баллард рассказал, что в начале 80-х он пытался доказать руководству флота, что можно использовать подводные лодки, такие как NR-1, для того, чтобы осуществлять слежение за пл противника со дна океана в определенном стратегическом узком горле.
“Во время холодной войны мы попытались контролировать русских на Фареро-Исландском рубеже и на входе в проливы Босфор и Гибралтар,” сказал он.  “Идея была основана на узким горле, когда Вы находитесь на дне, а противник проходит выше вашей головы.” Но в 80-е флоту это оказалось не нужно.
Что касается других миссий NR-1, таких как снятие информации с советских подводных кабелей связи, Баллард хранил молчание. “У меня нет комментариев”, сказал он.

История создания глубоководных средств ВМС США
После гибели 10 апреля 1963 года апл «Tresher», правительство, сенат и конгресс США былии крайне озабочены созданием глубоководных спасательных средств, в том числе глубоководных спасаетельных и исследовательских подводных аппаратов.
В мае 1964 г. в США, под руководством Джона Крэйна, была создана специальная группа по изучению глубоководных систем, на которую возлагалось проведение исследований по пяти перечисленным ниже проблемам:
1. Обнаружение затонувших подводных лодок, обеспечение спасения их экипажей и подъема лодок с помощью глубоководного спасательного аппарата;
2. Глубоководные поисковые работы и подъем небольших объектов с применением небольших подводных лодок;
3. Программа "Человек в море", предусматривающая создание подводных обитаемых станций типа "Силаб";
4. Подъем больших объектов (ввиду отсутствия достаточных ассигнований, работы в данной области были отложены);
5. Создание подводного аппарата с атомным двигателем, предназначенного для исследовательских и технических целей.

Первой из подводных лодок, предназначенных для глубоководного поиска и подъема небольших объектов, явился "Алюминаут", прославившийся при подъеме водородной бомбы вблизи Паломареса. Его расчетная глубина погружения составляет почти 4600 м, однако испытан он был лишь на глубине до 1900 м. Масса лодки составляет 81 т, длина - 15,5 м, радиус действия - 80 миль. В "Алюминауте" размещается 6 человек, а установленное на нем оборудование позволяет поднимать грузы массой до 3 т.
Другая американская компания "Литтон индастриз" построила для ВМС США и Вудсхолловского океанографического института еще одну исследовательскую подводную лодку "Алвин", также принимавшую участие в подъеме водородной бомбы. Отличающаяся небольшими размерами (длина 6,7 м, масса 13,5 т, экипаж 2 человека), лодка с максимальной глубиной погружения 1830 м была спущена на воду в 1965 г.
Вторым поколением исследовательских подводных аппаратов стал подводный аппарат "Дип дайвер". Рабочая глубина погружения "Дип дайвера" несколько превышает 400 м. Аппарат оборудован воздушным шлюзом, позволяющим водолазам покидать лодку под водой и возвращаться в нее. В 1968 г. с помощью "Дип дайвера" был поставлен рекорд: аквалангисты вышли из аппарата и вернулись в него на глубине 213 м.
По своей конструкции аппарат напоминает вертолет, четыре его винта (по два на носу и на корме) обеспечивают ему возможность перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Длина аппарата равняется 6,7 м, ширина - 1,5 м, масса -8 т. Он может развивать под водой скорость в 3 уз в течение 30 мин.
 Компания "Дженерал дайнэмикс" построила также подводный аппарат "Стар-1", принимавший участие в эксперименте "Силаб-1" в 1964 г. у побережья Бермудских островов. Длина этой сверхмалой подводной лодки равна 3 м, диаметр - 1,2 м, максимальная глубина погружения - 61 м, продолжительность пребывания под водой - 4 ч, скорость 1 уз. Под новым названием "Ашера" лодка в течение нескольких лет использовалась во время подводных археологических раскопок у берегов Турции.
Вторая построенная той же компанией исследовательская подводная лодка "Стар-2" может погружаться на глубину 183м и развивает скорость от 1 до 4 уз. Длина стального корпуса лодки - 5,2 м, диаметр - 1,5 м.
Корпус третьей лодки той же серии "Стар-3" по форме напоминает акулу. Лодка может двигаться на глубине 610 м со скоростью до 6 уз и предназначена для поисковых и исследовательских работ, а также для картографических съемок морского дна. На ней установлены кинокамеры, наружные источники света и манипуляторы. Продолжительность пребывания под водой достигает 12 ч.
Компания "Вестингауз" сдала в эксплуатацию глубоководный аппарат "Дип стар-4000" с расчетной глубиной погружения 1220 м, а в ноябре 1969 г.
В том же году был спущен на воду другой аппарат "Дип стар-2000" длиной 6,1 м. Численность его экипажа составляет три человека.
"Дип квест", построенный компанией "Локхид", предназначен для работы на глубине до 2438 м с экипажем из трех человек. Он может поднять на поверхность груз массой в 3,5 т.
В июле 1968 г. принадлежащая компании "Дженерал моторз" лаборатория исследований электронного оружия показала на выставке аппарат ДОУБ (Дип оушн уорк боут) для глубоководных работ массой чуть менее 9 т. Этот аппарат примечателен двумя особенностями: он может оставаться под водой в течение 60ч, а его экипаж, состоящий из двух человек, должен целиком полагаться на оптические и электронные устройства, так как в аппарате нет иллюминаторов. ДОУБ был испытан на глубине 1957 м.
Два новых подводных аппарата "Аутек-1" и "Аутек-2" длиной 7,6 м, сданные в эксплуатацию компанией "Дженерал дайнэмикс", имеют общую с "Алвином" особенность - в аварийной ситуации отсек с тремя членами экипажа отделяется от корпуса аппарата и медленно поднимается на поверхность.
В августе 1967 года в ВМС США впервые была сформирована группа подводных лодок специального назначения № 1. Группа подчинялась разведке ВМС США, а главным идейным куратором являлся Джон Крейвен, в голове которого рождались фантастические идеи секретных операций. В начале 70-х годов, она включала в свой состав атомную подводную лодку «Хэлибат», глубоководные спасательные аппараты «Мистик» (DSRV-1) и «Авалон» (DSRV-2), батискаф «Триест-2», подводные аппараты «Элвин», «Тёртл» и «Си клифф», сверхмалую атомную подводную лодку NR-1 и вспомогательную дизельную подводную лодку «Долфин», а также несколько судов обеспечения. В интересах данной группы действовали водолазы, прошедшие программу специальной подготовки к глубоководным погружениям в подводной лаборатории «Си лэб» и включенные в состав спецподразделения, обеспечивающего только указанную группу № 1. Штаб группы находится в Сан-Диего на Тихоокеанском побережье США, а его отделение — в Маре Айленд, где, собственно, и базировалась «Хэлибат». Впоследствии в эту группу попеременно включались атомные подводные лодки «Сивулф», «Пёрч», «Ричард Расселл», различные дистанционно управляемые необитаемые глубоководные аппараты, но основной состав оставался практически неизменным вплоть до конца 90-х годов. Это было и есть одно из самых сверхсекретных формирований в ВС США, учитывая особую деликатность его миссий.
В январе 1969 г. на верфи в Гротоне, штат Коннектикут, был спущен прототип исследовательских подводных аппаратов будущего. Им явилась созданная компанией "Дженерал дайнэмикс" по заказу BMC США подводная лодка NR-1. Ее постройка обошлась в 100 млн. дол.
Сверхмалая атомная подводная лодка NR-1 была задумана и разработана как специфический проект адмирала Х. Риковера, в то время руководителя программы ВМС по атомной энергетике. Его еще называют «отцом атомного флота США». В первую очередь она предназначалась для проведения глубоководных исследований и работ сверхсекретного характера, которые не могли проводиться состоящими на вооружении ВМС США в то время подводными лодками и аппаратами различного назначения.
После гибели апл «Трешер» в 1963 году у ВМС США появилась уникальная возможность получать в Конгрессе США практически неограниченное финансирование глубоководных спасательных средств. Пришедший на работу в разведку ВМС США гражданский океанолог-аналитик Джон Крейвен понимал нереальность создания глубоководных спасательных аппаратов, но увидел благоприятную возможность под предлогом создания глубоководных спасательных аппаратов реализовать свою мечту – создать флотилию миниатюрных подлодок из стекла для глубоководных научных исследований и решения задач разведки. В этой идее он нашел союзника в лице «отца» создателя атомных подводных лодок ВМС США вице-адмирала Риковера, который мечтал о создании своего детища – миниатюрной подводной лодки, которую он назвал «Риковер» - NR-1. Буквы NR означали "Отдел военно-морских реакторов", то есть отдел Риковера. Если президент США имеет личный самолет под кодовым именем ВВС-1, то Риковер решил заиметь свою лодку - под именем NR-1., которая в силу своей уникальности подчинялась бы только ему и решала те задачи, которые он ей ставил лично. Так как в одиночку решить задачу протаскивания «ненужной для обороны США» мини пл не мог даже такой  человек, как Риковер, он был вынужден заручиться поддержкой разведки ВМС, тем более, что у Джона Крейвена уже зародились идеи проведения с помощью NR-1 шпионских операций против СССР. Для мини-подлодок в рамках программы создания глубоководных систем морской лаборатории бюджетных средств было мало, но адмирал Риковер решил эту проблему на совещании ВМС под руководством помощника министра по вопросам исследований и развития. Риковер прямо поставил вопрос: "Есть ли у вас какие либо деньги, чтобы мы начали строительство прямо сейчас?" Д. Крейвен ответил, что его глубоководная группа может выделить 10 млн. долларов из своих средств на исследования и развитие. Смит отметил, что у программы "Поларис" есть 10 млн. долларов, не использованных из фондов на строительство. "Сколько будет стоить эта подлодка?" - поинтересовался Морзе. Риковер без колебаний ответил: "20 миллионов долларов". Вопрос финансирования был решен и Риковер тут же дал указание Крейвену позвонить в компанию «Электрик боатс» и сказать, чтобы они начинали работы по строительству NR-1, не имея даже эскизного проекта этой пл. Через неделю Риковер сказал: «Президент США 18 апреля 1965 года объявил о начале строительства "NR-1". Срочно собралась бюджетная комиссия конгресса, Крейвен за несколько дней сумел состряпать обоснование с анализом стоимости и пользы, потребности ВМС в мини-подлодках. Никакого глубокого анализа не существовало, о шпионских задачах упоминать было нельзя – доказательства Крейвена строились на пустом месте, цена проекта подросла до 30 млн., но бюджетная комиссия не захотела ссориться из-за этой суммы с представителями ВМС, разведки и администрации Президента, она согласилась на вложение капитала неизвестно во что.
Ни на одну другую подлодку или корабль не получали разрешение так быстро и не имея никакого серьезного исследования и обоснования.
Риковер отблагодарил Д.Крейна за поддержку подарив его глубоководной группе две серийные атомные подводные лодки «Хэлибат» и «Сивулф» исключительно для решения шпионских задач.
Конструктивно это уникальная лодка. Прежде всего это характеризуется тем, что в корпусе столь малого водоизмещения (около 400 т) удалось разместить атомную энергетическую установку. Кроме того NR-1 оснащена двумя убирающимися колесами (по одному в носу и корме), что позволяет ей передвигаться по грунту и ложиться на него. В ее носовой и кормовой частях имеется по две пары расположенных крест-накрест подруливающих устройств, что обеспечивает исключительно высокую маневренность. Наличие интенсивного забортного освещения, внешней телевизионной системы и нескольких обзорных иллюминаторов, ГАС ближнего действия, дистанционно управляемого манипулятора, выдвижного рабочего модуля для забора грунта — все это подтверждает ее уникальнейшие возможности.
В те годы самая маленькая атомная подводная лодка американского Военно-морского флота стала самым мощным оружием. Стоя у пирса, лодка с ярко-оранжевой палубой выглядит крохотной, невинной и неуместной около ее старших братьев - огромных ракетоносных ударных субмарин, но эта малютка может погрузиться глубже них, остаться на месяц под водой и выполнить миссии, на которые не способен ни один из других кораблей. За все время существования лодку окутывал покров тайны. Эта лодка никогда не входила в состав флота, ей никогда не присваивалось имя и даже сегодня она едва известна кому бы то ни было, кроме узкого круга офицеров ВМС и ученых.

Лодка является основой специальной научно-исследовательской группы «NR-1 deep submergence team», в которую входят 35 человек из состава ВМС и 10 гражданских служащих.
Небольшая субмарина родилась в противоречиях, работала в тайне, пережила катастрофу и проработала почти 40 лет. История ее службы протянулась через годы холодной войны и связана с такими личностями, как вице-адмирал Хайман Риковер, руководитель группы по глубоководным спасательным средствам ВМС США Джон Крайвен и океанолог Роберт Баллард. Она была и остается единственной (по данным открытых иностранных источников) в своем виде из когда-либо построенного.
Атомный реактор был разработан в лаборатории «Knolls Atomic Power Laboratory» (Нью-Йорк)-а проектирование  пл и постройка осуществлялась верфью «Electric Boats» (г.Гротон, Коннектикут). NR-1 была спущена на воду 25.01.1969г. На момент спуска была объявлена конечная стоимость 99,2 млн. долларов, однако ВМС никогда не объявляли окончательную стоимость создания NR-1.

Автор: Лейтенант Дуг Перри, ВМС США.

Перевод: А. Рыжиков

Продолжение следует Предыдущая статья

 
Tags: США, вооружение, технологии
Subscribe
promo gmorder июнь 23, 19:43 10
Buy for 200 tokens
Огромная просьба к читателям помочь. К сожалению при текущем положении дел, у меня возникла проблема с выплатой кредитов, которые как я уже пояснял были в подавляющем большинстве взяты на сопутствующие расходы по лечению раненых. Теперь эта гиря висит постоянно, я стараюсь сам справляться с ними,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments