gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

История Транссиба

Известный советский историк Натан Эйдельман в своей книге «Грань веков», посвященной краткому царствованию императора Павла Петровича, говоря о быте и сознании людей XVIII столетия, приводит следующий красноречивый эпизод: «Взойдя на престол, Елизавета Петровна посылает на Камчатку штабс-фурьера Шахтурова, с тем, чтобы он доставил к ее коронации (т. е. через полтора года) шесть пригожих , благородных камчатских девиц. Представления царицы о размерах собственной империи были приблизительными: только через 6 лет (и на 4 года позже коронации) царский посланец с отобранными девицами достиг на обратном пути Иркутска». В екатерининские времена сообщение с отдаленными районами империи приобрело несколько более регулярный характер. В особо важных случаях применялась экстренная курьерская связь. Так, известие о смерти Екатерины II и воцарении Павла Петровича достигло Иркутска 11 декабря 1796 г., то есть уже через 34 дня после того, как событие имело место. Однако на такую скорость были способны лишь правительственные курьеры — искусные наездники, не щадившие казенных лошадей. Если кто-то пускался в дорогу частным образом, да еще в сопровождении семейства, путешествие растягивалось на многие месяцы и было сопряжено с немалыми опасностями.

Еще хуже дело обстояло с перевозкой товаров. В начале XIX в. доставка, к примеру, угля в Санкт-Петербург морем из Англии обходилась в несколько раз дешевле, чем из внутренних районов страны. На свете, наверное, было только одно государство так же сильно нуждавшееся в железнодорожных магистралях, как Россия — Соединенные Штаты Америки. И то, пожалуй, там вопрос стоял менее остро в силу большой протяженности океанского побережья и наличия морского транспорта. В России же проблема огромных расстояний усугублялась сухопутностью. Северный морской путь оставался непроходимым вплоть до XX столетия, века ледоколов. Чтобы попасть из русского порта Кронштадт в русский же порт Петропавловск-Камчатский, нужно было совершить морское путешествие, соизмеримое по протяженности с кругосветным, и посетить множество экзотических стран.

Все же в Америке железнодорожная лихорадка началась несколько раньше, чем в России. Именно там в 30-е годы XIX в. прошли обучение вдохновители и, можно сказать, отцы-основатели российского железнодорожного строительства — инженеры-путейцы П.П. Мельников и Н.О. Крафт. Они сумели убедить императора Николая I, что России необходим новый вид транспорта. Первая в империи железнодорожная ветка длиной 26,5 км была пущена в эксплуатацию в октябре 1837 г. Она соединяла Петербург с Царским Селом. Поезд следовал по ней с огромной по тем временам скоростью — более 50 км/час. Понятно, что Царскосельская дорога была не столько транспортным средством, сколько увлекательным аттракционом.

В сороковые годы началось строительство рельсового пути, соединяющего две столицы — Москву и Петербург. Технико-экономическое обоснование было выполнено П.П. Мельниковым. Первая крупная русская железнодорожная магистраль получила название Николаевской в честь царствующего императора. Впоследствии день рождения Николая Павловича Романова отмечался в России как День путейца. Но сооружением линии, соединяющей столицы, и ограничились заслуги Николая I в этой области. Настоящий железнодорожный бум начался в России уже после его смерти, в царствование Александра II.

В 60-е — 70-е годы XIX в. европейская часть страны покрылась сетью железных дорог. Следующей после Николаевской крупной русской железнодорожной магистралью стала выстроенная в рекордные сроки (менее чем за два года) Курско-Харьковско-Азовская дорога, соединившая столицы с южными районами страны.

Читать далее по адресу http://www.science-techno.ru/nt/article/istoriya-transsiba

-------------------------------------

Иллюстрации


Узкоколейный паровоз на строительстве линии Нижний Новгород — Котельнич. 1925 год


Узкоколейный паровоз и экскаватор на строительстве линии Нижний Новгород — Котельнич. 1925 год


Западная часть дороги. Мост через реку Урка. Снабжение рабочего паровоза водой при помощи ведер

Tags: Россия, бизнес, история, технологии
Subscribe
promo gmorder january 10, 2019 22:16 11
Buy for 200 tokens
Уважаемые читатели блога Gmorder! Данный пост пишется мной, Админом aka mentorgm. Пишу для прояснения ситуации (может кто пропустил,- когда я после назначения, писал о том,- кто я, что я- в этом блоге.): Для начала , и в самых первых: личные сообщения в журнале Виктора не просматриваются от слова…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments