Лавров (Лавров!!!), интеллигентнейший из интеллигентов мировой дипломатии, в высший эшелон которой он безусловно входит, сделал непривычно жёсткое для него заявление в адрес Евросоюза. Его, правда, позже несколько смягчил Песков, но европейцев, судя по всему, оно до крайности изумило. Им впервые за невесть какое время объяснили, что никакой абсолютной, неоспоримой и незыблемой ценности в отношениях России с Евросоюзом для неё нет и отношения эти, в случае нагнетания давления на Россию по чувствительным для неё направлениям со стороны ЕС, вполне могут быть пересмотрены. Или, говоря ещё проще, расторгнуты. И это не теоретический постулат, а более чем практическая возможность.
Кто знает историю Японии, понимает, про что это. Европейцев там в эпоху трёх великих сёгунов: Тоётоми Хидэёси, Ода Нобунага и Иэясу Токугава было полным полно. Португальцы, испанцы, голландцы... Вести себя как в Мексике, Перу, Малакке, Индии, Китае или на Филиппинах они не рисковали, но внутрь страны внедрялись со страшной силой, обращали в католичество массу народу, включая представителей элиты - даймё, особенно на острове Кюсю, строили миссии и, как заведено, начали вмешиваться в местную политику. Да так, что в результате иностранцы были из страны изгнаны, за исключением голландцев, которым, за помощь в войне против местных католиков, разрешили присылать два корабля в год в Нагасаки, торговать.
Япония была закрыта для иностранцев весь период Эдо, два с половиной столетия, сохранила себя, как страна, государство и цивилизация, а после революции Мэйдзи в рекордные сроки стала одной из наиболее могущественных мировых держав, в каковом статусе пребывает до сих пор, несмотря на поражение во Второй мировой войне. Она не стала ни колонией, ни протекторатом Запада, несмотря на всё то влияние, которое на её внешнюю политику имеют Соединённые Штаты. Параллель с сегодняшними отношениями России и Евросоюза условная, но то, что Брюссель и наиболее сильные игроки в ЕС: Париж и Берлин, видят в России не равного и даже не младшего партнёра, а непокорный и беспокойный протекторат, который надлежит периодически твёрдо и неукоснительно ставить на место, они не скрывают.
Вопрос того, кем и чем Россия является на самом деле и какого дьявола она должна, не имея никаких шансов на то, что европейцы оставят её в покое, или хотя бы постараются сделать вид, что не вмешиваются в её внутреннюю политику, это терпеть, стоит более чем остро. Притом, что наглость Европы по этой части зашкаливает, хотя и не достигает американского уровня, сравнивать который вообще не с чем. Так что Лавров не просто так сказал всё то, что сказал. И то, что европейцы немедленно начали придуриваться, делая вид, что они не понимают, чего это он с ними так, сути дела не меняет. Слова сказаны? Сказаны. Услышаны? Конечно. Поняты правильно? Не исключено. Так что, пускай соображают. Чего Москва терпеть не будет, им объяснено. Дальше - их выбор.
Journal information