gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

Categories:

Кровавое воскресенье: «Над нами надругаются, в нас не признают людей»




 
116 лет назад 9 января 1905 года в Санкт-Петребурге произошёл расстрел мирной демонстрации рабочих, которые пришли «искать правды и защиты» у императора Николая II, а вместо этого получили пули и унижения

История – это не только знание о прошлом, но и во многом понимание настоящего. События прошлого, которые выносятся на повестку дня и активно обсуждаются в обществе, характеризуют и само общество, и государство в котором оно живёт. Так, например, власти современной России в 2017 году самоустранились от празднования столетия Великой Октябрьской социалистической революции, а вот 80-летие «большого террора» в СССР было отмечено установкой «Стены скорби» на проспекте Сахарова в Москве.

То есть светская власть в современной России расставила свои приоритеты через призму исторических событий. Можно конечно сослаться на то, что проведение мероприятий посвящённых репрессиям 1937-38 гг. является проявлением гуманизма российских элит, сохраняющих память о тех, кто невинно пострадал в годы большого террора, а такие пострадавшие, бесспорно, были. Но, на мой взгляд, установка «Стены скорби» – это всё-таки шаг в фарватере политической конъюнктуры, а вовсе не искренний порыв. И вот почему.
  
В России 116 лет назад произошло событие, которое не следует забывать. Но как и в прошлые годы, так и в текущем году о нём практически не упоминается на телеканалах, оно не обсуждается на ток-шоу, его вообще как бы не было. Речь идёт о «Кровавом воскресенье» – расстреле 9 января 1905 года мирной демонстрации в Санкт-Петербурге.
Только по официальным данным департамента полиции в тот воскресный день погибли 130 человек и ещё порядка 300 были ранены. «Кровавое воскресенье» стало спусковым крючком начала Русской революции 1905-1907 гг., счёт жертвам которой шёл уже не на сотни, а на тысячи.

Сегодня очень часто и справедливо мы слышим как представители власти и духовенства заявляют о необходимости помнить историю нашей страны такой, какой она есть, без фальши, и с этим трудно не согласиться.
«Мы должны не любопытствовать о правде, а отчаянно и бескомпромиссно искать ее, жаждать ее как хлеба, смело возвещать ее, а если надо, то пострадать за нее», – заявил в своём Рождественском послании 6 января 2018 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
 

Прислушаемся к наставлению и вспомним, что же предшествовало событиям 9 января и какие намерения были у тех, кто вышел в этот день «искать правды и защиты» у последнего российского императора Николая Романова (Николая II).

В декабре 1904 года на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге было уволено несколько рабочих. Все они являлись членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». В конце декабря состоялось собрание трудящихся, по итогам которого было принято обратиться с петицией к директору завода и градоначальнику. Угрожая забастовкой, рабочие требовали восстановить в трудовых правах всех уволенных. К директору была отправлена депутация из числа членов «Собрания». Однако директор проигнорировал их требования, заявив, что депутация не имеет никаких полномочий. В итоге 3 января 1905 года началась забастовка рабочих Путиловского завода, которую впоследствии поддержали труженики других предприятий города. К 8 января число бастующих в Санкт-Петербурге насчитывало порядка 150 тысяч человек.

Однако уже к 5 января бастующим стало ясно, что, несмотря на протесты рабочих, владельцы заводов не намерены идти на уступки, и «Собрание» приняло решение о прямом обращении к Николаю II. Петиция, составленная священником Георгием Гапоном, была утверждена и направлена императору 8 января. Что же требовали рабочие? Для этого необходимо обратиться к самой петиции (текст приведён частично):
«Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали, – нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что такого права за нами не признает закон. <…>

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба – преступление, а наше желание улучшить наше положение – дерзость, оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, – в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека – значит совершить тяжкое преступление. Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. <…>
Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, – и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.
5) Равенство перед законом всех без исключения.
6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным
налогом.
2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли
народу.
3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в России, а не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.

<…>
Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей Родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, – мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...».
С данной петицией Николай II, который находился не в столице, а в Царском Селе, ознакомился 8 января, и в тот же день было принято решение о недопущении шествия на Дворцовую площадь. Как мы знаем из последующих событий, для этого, против мирной демонстрации были выставлены войска, которые в итоге открыли огонь по мирным гражданам.

То есть протестующие были расстреляны только за то, что осмелились потребовать признать себя людьми, а не рабами, что требовали 8-часового рабочего дня, всеобщего и бесплатного образования освобождения всех пострадавших за политические и религиозные убеждения. Всё это мы имеем сегодня априори и без издержек, а в Российской Империи при Николае II этого не было, а тех, кто требовал, расстреляли по приказу царя в воскресенье 9 января 1905 года во время мирной демонстрации.

Неудивительно, что отношение рабочих после этих кровавых событий к Николаю II стало соответствующим. В течение последующих полутора лет в России начнёт полыхать Первая русская революция, в ходе которой рабочие и крестьяне отстаивали не только свои трудовые права, но и право считаться людьми, а не безмолвными и бесправными рабами.
Как мы знаем из дальнейших событий, революция будет подавлена. Николай II пойдёт на некоторые уступки, в частности была учреждена Государственная дума, а также снижены, а затем и упразднены неподъёмные выкупные платежи бывших помещичьих крестьян, которые они выплачивали за землю после освобождения от крепостного рабства реформой 1861 года.

Однако эти меры не сняли, да и не могли снять вызвавшее Первую русскую революцию социальное напряжение. Накопленные за последние столетия противоречия так и не были разрешены, что определило предпосылки для революционных событий 1917 года. Именно поэтому нам необходимо помнить о воскресных событиях 9 января 1905 года. Тем более, что по мнению ряда современников, в тот день можно было бы избежать кровавого исхода, и даже поднять престиж монархии. Для этого Николаю II следовало бы принять петицию и депутацию рабочих в тот же день, пойти на некоторые уступки и оказать воздействие на вдохновителя шествия священника Гапона. Другие оспаривали подобные предположения, считая «Кровавое воскресенье» неизбежным.

Но что совершенно бесспорно, так это то, что протестные выступления в начале XX века взаимосвязаны с тяжёлым положением трудового народа в Российской Империи, который начал борьбу за свои элементарные права, кажущиеся сегодня неотъемлемыми. А революционные события начала XX  в России не результат заговора иностранных держав и применения «оранжевых технологий», а следствие глубинных противоречий, которые Николай II так и не смог решить «сверху». И если в 1905 году репрессии против трудящихся смогли сохранить монархию, то загнанное в «подполье» недовольство рабочих и крестьян существующим режимом превращалось в большую пороховую бочку, которая в 1917 году рванула так, что само существование исторической России оказалось под вопросом. А сохранить государственность удалось во многом благодаря железной воле большевиков, которые отстояли независимость Советской России в ходе Гражданской войны и интервенции иностранных держав.

Стоит напомнить, что 2018 год в нашей стране прошёл под знаком столетия расстрела отрекшегося от престола в марте 1917 года Николая Романова и его семьи. И это событие нужно и должно помнить. Однако при этом мы не имеем права забывать целую череду кровавых событий во время царствования последнего императора, среди которых расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года нищих и угнетённых людей, которые всего лишь требовали законного права считать себя людьми. Любые попытки сделать жертвы кровавого расстрела «безмолвными» не только преступление против русской истории, но и преступление против идентичности собственного народа, который собственно перестаёт быть народом, потеряв идентичность.

И сможем ли мы сами оставаться людьми, если забудем о той невинно пролитой крови простых граждан России?

bav_eot


Tags: Россиякоторуюмыпотеряли, власть, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Прасегрегацию

    Разруха не в клозетах, а в головах.(С) Надысь мудило на свежей бомбе представительского класса, нарушая что только можно, помешав всем, в том числе…

  • Вы спрашивали

    По событиям в Призраке, узнал. Да реально было ДРГ укропов, погибли пятеро от снайперского оружия и специального вооружения диверсионных отрядов.…

  • Американский эсминец «Лабун» вошел в Черное море

    И в офигительных... памперсах...

  • Совпадения???

    В фильме про Мэри Поппинс во время исполнения песни "33 коровы" есть пасхалка — постер фильма "Приглашение в…

  • От телеграмм канала Раньше всех. Ну почти.

    Президент Бразилии Жаир Болсонару заявил, что министерство здравоохранения страны вскоре выпустит рекомендацию, позволяющую вакцинировавшимся от…

  • DNR LIVE сообщает

    Герой ДНР Ахра Авиздба вышел на свободу с условным сроком

promo gmorder июнь 23, 19:43 10
Buy for 200 tokens
Огромная просьба к читателям помочь. К сожалению при текущем положении дел, у меня возникла проблема с выплатой кредитов, которые как я уже пояснял были в подавляющем большинстве взяты на сопутствующие расходы по лечению раненых. Теперь эта гиря висит постоянно, я стараюсь сам справляться с ними,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments