Через 47 лет после вступления Великобритании в Евросоюз и через четыре года после принятия решения о выходе из него отношения между Лондоном и Брюсселем наконец переходят в новую фазу. Изнуряющие переговоры о принципах взаимодействия после «развода» находились на грани провала. Но в итоге состоящий из сотен страниц документ удалось согласовать за несколько часов до католического Рождества. Таким образом, Брюссель и Лондон смогли избежать периода беспрецедентной турбулентности, грозившей перерасти в настоящий хаос — и, как заверил британский премьер Борис Джонсон, заложить «основу для новой долгосрочной дружбы».
Сделку ждали уже так долго, что даже традиционно аккуратные политики и дипломаты с обеих сторон предупреждали: они готовы расстаться без предварительных договоренностей. Дедлайн с 2016 года отодвигался дважды, но 1 января 2021 года переходный период уже неминуемо закончился бы. В итоге в четверг команда переговорщиков все же смогла прийти к компромиссу.
Уже с вечера среды все ждали совместной пресс-конференции председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и премьера Британии Бориса Джонсона. Но даже она переносилась несколько раз. «Кажется, выражение "в скором времени" за эти четыре с половиной года стало одним из самых растяжимых в английском языке»,— пошутил корреспондент BBC Крис Мэйсон. В итоге Британия отделилась от Евросоюза и на пресс-конференции: госпожа фон дер Ляйен вышла в полупустой из-за пандемии брюссельский пресс-центр с главным переговорщиком от ЕС по «Брекситу» Мишелем Барнье, а премьер Джонсон слушал ее речь в резиденции на Даунинг-стрит, прежде чем выступить с собственным видеообращением к нации.
Председатель Еврокомиссии, прощавшаяся в этот вечер со «старым другом» — Соединенным Королевством, была настроена лирично.
Расставание — какая сладкая печаль»,— заметила госпожа фон дер Ляйен, дав понять, что думает и о тех британцах, кто был и остается сторонниками евроинтеграции.
«Британия теперь — третья страна. Но это наш партнер. Мы давние союзники, мы разделяем общие интересы и взгляды»,— казалось, утешала она их. По итогам мучительных переговоров, которые европейцы не раз грозились прервать, госпожа фон дер Ляйен призналась, что чувствует «удовлетворение и облегчение». «Мы наконец можем оставить "Брексит" позади. Европа может двигаться вперед»,— отметила она.
Между тем речь Бориса Джонсона была похожа на предвыборную агитацию: никаких сожалений и прощаний. «Четыре с половиной года назад британский народ проголосовал за то, чтобы вернуть контроль над своими деньгами, границами, законами, водами и за то, чтобы покинуть Европейский союз. В начале этого года мы выполнили эту часть этого обещания — покинули ЕС 31 января»,— напомнил он. Торговое соглашение, по словам политика, позволяет выполнить оставшуюся часть.
Именно за рыбную отрасль и контроль над «своими водами» британская делегация билась до последнего, не позволив Евросоюзу сохранить действующие сейчас квоты на вылов рыбы в британской экономической зоне. Как шутили журналисты, в последние часы переговоров делегаты обсудили «каждую селедку и каждую скумбрию», которую предстоит выловить.
По словам Бориса Джонсона, соглашение открывает для британцев заманчивые перспективы — для бизнеса, для полиции и служб безопасности, и даже с точки зрения контроля над пандемией. Оно защитит рабочие места, а британские товары будут продаваться на континенте беспошлинно.
И уже, кстати, заключила соглашения о свободной торговле с 58 странами (Россия в их число не вошла). «Это хорошая сделка и для ЕС: для них будет неплохо иметь по соседству процветающую, динамичную и довольную Британию»,— снисходительно отметил премьер.
Британские парламентарии готовятся одобрить сделку 30 декабря, а Европарламент — после Нового года. Пока европейские лидеры в один голос приветствовали соглашение. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель отметила, что «ясность в будущих отношениях» имеет «историческое значение». «Европа движется вперед и может смотреть в будущее единой, суверенной и сильной»,— написал на своей странице в Twitter президент Франции Эмманюэль Макрон, также приветствовав сделку. И даже ирландский премьер Михол Мартин отметил: «Не может быть хорошего "Брексита", но сегодняшнее соглашение — наименее болезненный вариант из всех возможных».
Со всеобщими поздравлениями диссонировало заявление премьер-министра Шотландии Николы Стерджен. Политик призвала вновь провести референдум по вопросу о шотландской независимости. «Прежде чем начнется суета, стоит вспомнить, что "Брексит" осуществляется против воли шотландцев,— напомнила она.— Никакая сделка никогда не компенсирует то, что у нас отнимает "Брексит". Пришло время наметить наше собственное будущее как независимой европейской страны».
Journal information