«Хасидский кризис» на белорусско-украинской границе – ещё одно яркое проявление конфликта между «консервативной вольницей» и «санитарным Левиафаном».
Причём, на сей раз линия «ковид-противостояния» проходит не исключительно между «светскими» и «религиозными» властями/сообществами одной страны -- как это было в Израиле с теми же ультра-ортодоксами или в России со схиигуменом Сергием.
Допуск или недопуск брацлавских хасидов к их традиционному месту новогоднего (к Рош-а-Шана) паломничества – могиле основателя движения рабби Нахмана в Умани – сопряжён уже со значительными межгосударственными и межэтническими проблемами.
В одном случае Зеленский рискует поссориться с Иерусалимом и создаёт дополнительный повод для разногласий с Минском. При том, что присутствие на территории Белоруссии большого числа «неприкаянных» хасидов может стать детонатором для того самого перехода «красных линий», о котором Лукашенко говорил на встрече с Путиным.
Но при ином решении Киева риски антисемитских эксцессов возникают уже в самой Украине.
Благо ежегодные хасидские «нашествия на Умань» давно вызывают, мягко говоря, противоречивые чувства у местных обывателей.
А пандемия даёт морально-комфортный повод заменить националистические мотивы сугубо «санитарными».
Более того, если после открытия границы для хасидов Украина столкнётся с новой вспышкой заболеваемости Covid-19 – это станет уже для всей Европы едва ли не самым серьёзным тестом на толерантность со времён Холокоста.
Последнее обстоятельство, или, точнее использование соответствующих аргументов, даёт Зеленскому кое-какие шансы на выход из патовой ситуации.
Но в неменьшей степени это – повод для подключения теневых, «транснациональных», игроков.
Например, Александра Машкевича, который сотрудничает с брацлавскими хасидами, как минимум, с 2008-го, когда помог им выкупить у кредиторов участок, где расположена могила рабби Нахмана.
С тех пор казахстанский миллиардер неоднократно бывал в Умани как раз во время «новогодних» паломничеств. И, будучи ещё президентом Евро-Азиатского еврейского конгресса, пообещал «сделать приём паломников более цивилизованным».
Круг связей Машкевича, – куда входят и деловые партнёры Трампа, и израильские элитарии, вроде Бени Штейнмеца, и наследники позднесоветских чекистских «топов», -- достаточно широк, чтобы использовать его в качестве челночного дипломата.
А брацлавских хасидов неплохой опыт участия в больших дипломатических играх и разменах.
Так в 1979 году успех советско-американского саммита в Вене (завершившегося, к слову, подписанием ОСВ-2) был во многом обусловлен санкционированной Брежневым корректировкой планов жилищной застройки Умани, изначально предполагавшей уничтожение могилы рабби Нахмана.
От телеграмм канала Раньше всех. Ну почти.
Украина не откроет границу для паломников-хасидов и призывает их вернуться домой - МВД
Journal information