2 января 1812 года недавно назначенный директором Императорской публичной библиотеки Алексей Оленин обратился к министру народного просвещения графу Алексею Разумовскому с просьбой – определить в помощники библиотекаря одного титулярного советника.
Через несколько дней Разумовский дал свое согласие и небогатый, точнее, бедный чиновник получил место службы, которое в дальнейшем ему очень даже поможет. По сути, так началась успешная карьера уже немолодого человека.
Вот только человек был небогатый. С деревнями все было сложно. Папенька мотался всю жизнь по дальним гарнизонам, потом служил в магистрате в Твери. Миллионов не нажил, да еще и покинул этот мир, когда дети еще и не выросли толком. Поэтому наш чиновник нормального образования не получил и все постигал самоучкой. Перебивался на мелких чиновничьих постах или секретарем у богатых князей вроде Сергея Голицына.
Но при этом чиновник любил литературу. Он писал с молодости. Увлекался театром, сочинял пьесы, писал оды. Даже пытался издавать журналы. Не все получалось. Точнее, многое не получалось - пьесы не читали, журналы приходилось закрывать. Но своих литературных трудов он не бросал и постепенно рос в глазах окружающих, набирался опыта.
С семьей не сложилось. Он хотел жениться на дочери священника. Но родители девушки были против того, чтобы она вышла замуж за хоть и дворянина, но бедного и не способного обеспечить семью. Потом вроде согласились, но чиновник предложил будущему тестю и теще привези невесту к нему в Петербург, так как у самого денег на дорогу до Брянска, где в тот момент жила невеста не было. На этом история сватовства и семейно жизни закончилась.
В дальнейшем он жил со своими служанками. Но надо отдать должное – девочку, родившуюся у кухарки Фени, он сначала отдал в пансион учиться, благо это случилось уже когда все наладилось, а потом дал ей приличное приданое.
Итак, пожилого чиновника в 43 года приняли на небольшой пост в библиотеку – оформлять и разбирать библиотечный фонд на русском языке, на тот момент состоявший из целых восьми книг. Задачей чиновника было
«составление критических замечаний, которые должны входить в состав разборных каталогов и книжных росписей».
Эта работа оказалась ему по душе. Он на самом деле нашел в ней себя. Тем более, что начальство не препятствовало и его литературно-сочинительским трудам.
Надо сказать, что за несколько лет до этого назначения пожилой чиновник перевел две басни Лафонтена. И когда прочитал переводы знакомым, все дружно сказали – «Вот это твое! Молодец, нашел себя! Продолжай в том же духе!».
Нет, сказали, конечно, другие слова. Но смысл был именно такой. И дальше чиновник уже не только переводил басни с других языков, но и писал свои. Вы их прекрасно знаете, потому что проходите в школе – «Слон и моська», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука»…
Да, мои читатели, это был он.
Иван Андреевич Крылов.
Толстый мужчина, умевший писать такие замечательные басни. Есть мнение, что он всю свою жизнь так любил поесть, потому что в детстве по полной программе натерпелся в Оренбурге, когда этот город осаждал Пугачев и кормить детей было просто нечем. Может быть и так. Да и молодость у него тоже была не слишком сытая, если уж честно.
Начальство в библиотеке прекрасно понимало, что популярность басен, которые писал чиновник – полезно и для ее популярности. И не мешало Крылову строгим рабочим регламентом. Впрочем, он и про работу не забывал, и про басни. Работа и чиновник нашли друг друга.
Героиня фильма «Москва слезам не верит» Катерина Тихонова говорит в фильме – « В сорок лет жизнь только начинается». У Ивана Крылова она началась в полной мере даже несколько позже. Но зато уж от души.
Император выделял ему деньги на издание сочинений – 4100 рублей. Крылову стали регулярно поднимать содержание, повышать в чинах. Причем это продолжилось и когда Александра I не стало, а императором стал Николай I. Иван Андреевич нашел себя и:
«распоряжался хозяйственной частью, присутствуя при заключении контрактов с нанимателями книжных лавок, принадлежавших библиотеке, способствовал к значительному приращению денежных доходов сего места…»
Крылов работал в библиотеке до 70 лет и дослужился до статского советника. А это уже пятый класс по Табели о рангах. Неплохо. Да и жалованье он получал при выходе на пенсию – 8700 рублей в год. Причем по входу на пенсию Николай I распорядился, чтобы жалованье Крылову оставили полностью. В знак уважения его заслуг.
Так что да, бывает и так, что вот только в 43 года все еще только начинается. У Ивана Андреевича Крылова именно так все и получилось. Он, конечно, не «сидел сиднем», а развивался интеллектуально и литературно. Пока не нашел себя и удачное место для приложения сил.
Journal information