gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

Categories:

Зачем у некоторых моторных самолетов на крыльях делали характерный излом





Ряд самолетов преимущественно первой половины и середины XX века имеет весьма занятную форму крыльев. Чаще всего боевые самолеты имеют так называемый «чаячий» излом крыла ближе к фюзеляжу с обоих сторон. Совершенно очевидно, что сделано это было конструкторами не просто так и не для красоты. В английском языке такая форма крыльев называется «gull wing». Самое время разобраться в том, зачем они были нужны и почему сейчас такие уже не встретишь.

Удивителен уже тот факт, что «gull wing» или «летающее крыло» появилось благодаря ошибке талантливого немецкого авиационного конструктора Александра Мартина Липпиша. В свое время Мартин работал над созданием инновационных безмоторных самолетов в целях установки разнообразных рекордов. Во время проектирования Мартин сделал крыло с «чаячьим» изломом, ошибочно предположив, что оно придаст запущенной машине больше устойчивости и стабильности при боковом крене самолета.

Несмотря на то, что Липпиш ошибся, его машина все-таки поставила несколько рекордов на испытаниях по высоте подъема и дальности полета. Конструктор предположил, что «летающее крыло» нужно развивать и дальше, так как именно оно стало залогом успеха. Тем более, что все газеты тут же растиражировали успех новейшей конструкции, которая сразу же бросалась в глаза. В итоге в 1930 годы началась настоящая мода на использование «gull wing». Проблема заключалась лишь в том, что подлинный успех первого самолета с «летающим крылом» был продиктован достоинствами других элементов конструкции.

Более того, последующие исследования показали, что «gull wing» не улучшает, а наоборот – ухудшает аэродинамические качества машины. Тем не менее, имя известного конструктора и газетчики сделали свое дело. «Крыло чайки» уверенно зашагало по миру. Впрочем, не нужно думать, что достоинству у данной конструкции вообще не было.

Во-первых, «gull wing» оказались невероятно красивыми, что на самом деле играет хотя и не определяющую, но все же и не последнюю роль при проектировании техники. Во-вторых, что прямой излом (когда угол выступает вверх) пригодился в стремительно развивающейся в 1930-е годы гидроавиации. Новое крыло позволило поднимать двигатели выше над уровнем воды, что было очень полезно в вопросах обеспечения безопасности машины. Обратный излом, когда угол выступает вниз, также нашел применение, но уже в обычной (в первую очередь военной) авиации. «Поломанное» в обратную сторону крыло позволяло поднять фюзеляж самолета выше, отдалив пропеллер от земли без удлинения шасси. Последнее было критически важно, так как слишком длинное шасси снижало надежность всей конструкции.

В-третьих, излом крыла позволил увеличить прочность и жесткость всей конструкции самолета. Особенно важно это оказалось для машин-истребителей, которые были вынуждены двигаться на огромной (по тем временам) скорости и зачастую совершать весьма сложные фигуры полета. Таким образом аэродинамика стала приноситься в жертву надежности и выживаемости самолета.

Тем не менее, дальнейшее развитие авиации (в том числе моторной) и появление новых материалов в авиастроении сделало конструкцию «летящим крылом» фактически бесполезной уже после Второй мировой войны. Сегодня все те проблемы в конструировании летающих машин, которые в 1930-40-е годы решались при помощи «gull wing», преодолеваются другими, более действенными методами.

Фото: flickr
источник

vova_91


Tags: авиация, история, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gmorder june 23, 19:43 10
Buy for 200 tokens
Огромная просьба к читателям помочь. К сожалению при текущем положении дел, у меня возникла проблема с выплатой кредитов, которые как я уже пояснял были в подавляющем большинстве взяты на сопутствующие расходы по лечению раненых. Теперь эта гиря висит постоянно, я стараюсь сам справляться с ними,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments