gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

Category:

Сырный день в деревне Сидорово Тихвин

21 июля, в день, когда православный мир отмечает большой праздник – день Казанской иконы Богоматери, в деревне Сидорово Бокситогорского района проводился сырный день. 21 июля, в день, когда православный мир отмечает большой праздник – день Казанской иконы Богоматери, в деревне Сидорово Бокситогорского района проводится сырный день. Добираться туда не то чтобы тяжело, не всякому захочется. Сначала по трассе и потом по узкой асфальтовой полосе просто немного скучно. Затем, когда начинается грунтовка, укатанная лесовозами до каменной твердости, и скорость падает, закрадываются сомнения – а стоит ли отправляться в такую даль, чтобы посмотреть… что?



На самом деле, конечно, стоит. Традиционный праздник в Сидорово обещает гостям много интересного, такого, что увидишь далеко не везде, а многие вещи вообще можно увидеть и попробовать только тут, в месте, где «дорога заканчивается». Например, ватрушки с брусничным вареньем. Пекут их, конечно, многие. Но такие вкусные только здесь. Праздник начинается в 11 часов с водосвятного молебна и освящения молочных продуктов (оттого день и «сырный»). После службы – крестный ход к озеру, где вершится редкий чин купания иконы. В освященном озере батюшка рекомендует искупаться полностью. Но уж если нет желания, то хотя бы умыться и набрать воды. Выходящие из озера проходят под иконой. В прежние времена под иконой обязательно прогоняли скот. Но сейчас со скотом в Сидорово туго, так же как и во многих здешних деревнях. По словам местных жителей, на всю деревню «ни одной коровки». Объясняется это тем, что при внешней многолюдности деревня-то, в общем, не густонаселенная. Постоянно здесь живут в основном пожилые люди, которым держать коров не позволяет здоровье. Молодежи мало. В местной школе во всех классах всего два десятка детей. Детского сада нет вообще – он не нужен. А народ, собравшийся на праздник, это в основном дачники.


После духовной части – светская. На самой высокой точке деревни, откуда открывается вид на красивейшее озеро, установлена сцена. В этот раз в празднике приняли участие три коллектива: местные – вокальный ансамбль «Радуга» и фольклорный ансамбль «Вепсан паё» (вепсская песня) из деревни Радогощь и фольклорный ансамбль «Беседа» из Пикалева. «Вепсан паё» существует уже много лет, за это время побывал на конкурсах и фестивалях разного уровня, в том числе российского, и везде зрители принимали его очень тепло. Исполнители поют на двух языках – русском и вепсском. Деревня Сидорово – одно из немногих мест, где еще говорят на вепсском языке не только со сцены в праздники, но и в быту. Так что из собравшихся на сырный день гостей примерно 20% зрителей вполне понимали, о чем песня. Нам пришлось просить перевести. Пели о природе края, о зверях, домашних делах и, конечно, об общих для всех чувствах: любви, радости, печали… Такой богатый песенный материал сложился в основном из того, что участники ансамбля слышали тут, в местных деревнях, с детства от своих мам и бабушек. Ансамбль «Беседа» повеселил частушками на русском языке – многие их знали и даже подпевали. Частушки были очень актуальными, например о трактористе, который как жених совершенно бесперспективен, потому что «самогонки много пьет».



Можно было оценить творчество мастеров прикладного искусства и даже приобрести изделия народных промыслов… Хотя расположившийся в пятидесяти метрах ниже по склону рынок с китайскими расческами, белорусским трикотажем и спортивными костюмами с оптовых рынков Петербурга был не в пример богаче. Завсегдатаи праздника говорят, что, когда много лет назад он лишь начинался, был многочисленнее. До трех тысяч человек приезжали сюда со всех концов Ленинградской области и России. Сейчас он гораздо скромнее, хотя и администрация, и местные жители, и деятели культуры делают все возможное, чтобы на празднике были гости и чтобы гости остались довольными. А причин, по которым праздник не развивается дальше, несколько. Это и дорога, по которой после дождя проехать довольно трудно, и общее угасание деревень. В том же ряду и состояние местного «очага культуры» – снятого с баланса после ликвидации совхоза и постепенно развалившегося без хозяина.



И все же не хочется заканчивать рассказ о празднике на грустной ноте. Как рассказали исполнители вепсских народных песен, на самом деле не все так плохо. Да, на изучение вепсского языка в школе отводится всего четыре (!) часа в месяц. За это время можно узнать лишь то, что такой язык существует и существует народ, который на нем говорит, – не больше. Да, уезжает из деревень молодежь – и не возвращается. Но существует интерес к вепсскому языку и культуре, в том числе и среди молодых людей. И не только вепсов. Есть в этих краях и русские, охотно изучающие вепсский язык.


Татьяна СМИРНОВА.





Tags: интересное, народ, праздник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gmorder june 23, 19:43 10
Buy for 200 tokens
Огромная просьба к читателям помочь. К сожалению при текущем положении дел, у меня возникла проблема с выплатой кредитов, которые как я уже пояснял были в подавляющем большинстве взяты на сопутствующие расходы по лечению раненых. Теперь эта гиря висит постоянно, я стараюсь сам справляться с ними,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments