gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

Богатеть вглубь (какая хорошая статья! рекомендую прочитать)

Оригинал взят у tanya_mass в Богатеть вглубь

Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевского храма преп. Агапита Печерского


Какое общество взрывоопасно? – Состоящее из хронически недовольных людей.

«Не научены мы благодарить. Научены ворчать и искать новых удовольствий»

А какие люди хронически недовольны? – Ненасытные и неблагодарные. Говорю «хронически», так как время от времени недовольным бывает самый шелковый и лучезарный человек. Такой похмурится и отойдет, поссорится и примирится, поплачет и утешится. От него нет большой беды.

Большая беда – от хронической ненасытности и неблагодарности. Слова эти короткие, но смысла в них много, следовательно, требуется «разжевать».

Ненасытный вечно устремляется к тому, чего нет, пренебрегая тем, что уже есть. Ненасытный – самый бедный человек, ибо вечно страдает от недостачи. Ненасытный по необходимости завистлив, так как зрит то, что есть у других и чего нет у него. В обществе потребления ненасытность распаляется самим стилем жизни, в котором высшая ценность – потреблять.

Реклама палит гортань, как некоторые напитки, специально придуманные для разжигания, а не утоления жажды. Вообще рискну предположить, что идеальным членом общества потребления является совершенно ненасытный и вечно неудовлетворенный человек без метафизических вопросов, бросающийся на всякую новинку и на всякую цацку, как балованное дитя, и указующий пальчиком: «Хочу!»

Если речь идет только о товарах и услугах, то все вопросы упираются в покупательную способность. Если же ненасытность вкупе с завистью ищет пищи для недовольства в социальном расслоении, в неудовлетворенном тщеславии, в мнимом правдолюбии, в идеологической ненависти, то тут уже самое время говорить о взрывоопасности.

Как ты успокоишь человека, которому все свое приелось, как родная жена (хоть бы и писаная красавица), а все чужое вожделенно, как известной Лисоньке – высоко висящий виноград? Кто из нас не слышал, не принимал участия в подобных диалогах на самые разные темы:

– У них (стране предполагаемого счастья) кругом чистота, а у нас даже грубый сор не метут.

– Неправда. И у нас метут.

- Да, но у них метут и моют, а у нас только метлой машут.

– Да что ты! И у нас моют.

– Но у нас водой, а у них – шампунем.

– Погоди, и у нас шампунем будут мыть скоро.

– Да-а-а. У нас шампунь украдут или разбавят...

И так далее. Вечно недовольный человек именно не благодарен. То, что у него есть, пренебрегается им, и те, кто оказывают ему помощь, не заслуживают в его глазах благодарности.

Вылезши, скажем, из землянки и переселившись в коммуналку, он очень скоро забудет о сырости подвалов и начнет тяготиться новыми условиями. Оно и понятно. Человек ищет, где лучше. И, получив со временем отдельную квартиру, он не сумеет оценить позитивную динамику переселений.

Подвал совсем уйдет из памяти, коммуналка останется в сознании синонимом недавнего бытового ужаса, а отдельное жилье вскоре поблекнет от жажды получить хорошую квартиру в элитном доме. И это тоже ничего. В вынужденной бедности нет красоты. Но и в притуплении вкуса от сладостей тоже нет ничего хорошего.

Потом, когда, даст Бог, и очередная мечта сбудется, воображение нарисует загородный дом, виллу, яхту, дворец в Майами (нарисовать воображение может все, что Сатана Христу на горе искушений показывал), а неблагодарное сердце откажется выстраивать в сознании цепочку неуклонного стремления вверх. Драгоценные слова «Слава Богу!» он тоже произносить не поспешит.

Со стороны же динамика изменений будет всем заметна. Люди скажут: «Счастливчик». А сам подлинный счастливчик будет хмур, раздражен, ненасытен, ворчлив и на многие пакости согласен, поскольку главные доминанты гнилого сердца – ненасытность и неблагодарность.

Из «Москвича» в старенькую иномарку, из старенькой в новенькую иномарку пересело постепенно множество наших людей, но градус благодарности не особо увеличился. Из далекой и недоступной в близкую и знакомую превратилась для нас в короткие годы заграница.

Все красоты мира, все знаковые архитектурные сооружения от башни Эйфеля до диковинных пагод Востока были сфотографированы миллионами наших граждан лично. В моем детстве об этом и не мечтал никто. Но благодарности особой за кардинально улучшившийся образ жизни я не слыхал. И вы вряд ли слыхали. Не научены мы благодарить. Научены ворчать и искать новых удовольствий.

Лично мне все сказанное напоминает до боли известный сюжет – «Сказку о рыбаке и рыбке». Сказка написана, чтобы беду на себя не кликать, не так ли? Говоря по совести, трудно не узнать себя в старухе.

По факту – нет, по факту никто из нас рыбок не ловил и стремительно из курной хаты в царские покои не переселялся. Но по сердцу мы – старухи. Сердце только тогда и обнаруживает ненасытность, злую бездонность и неблагодарность, как под дождем нечаянных милостей. Представьте себя в красках на месте старухи, и, быть может, совесть ваша тихо, грозно скажет вам: «Ты тоже вел бы себя так же».

Некоторые вопросы есть к старику. Еще на стадии желания супруги превратиться в столбовую дворянку дед мог бы стукнуть кулаком по столу и поставить бабу на место.

И даже если он – законченный подкаблучник (подлапотник даже – каблуков у бабы не было), и тогда он мог, движимый неотмщенным нравственным чувством, попросить рыбку: «Преврати ты ее, государыня рыбка, в жабу. Ненасытная она у меня, и добром это не кончится». Но ничего подобного дед не просил. Он продолжал свое опасное у злой жены послушание.

В литературе есть еще одна ценная вещица, где фигурируют рыба и старик. Я имею в виду повесть Хемингуэя «Старик и море». Трудно представить, что этот старик – рыбак с Кубы, поймай он не рыбу-меч, а золотую волшебницу, вел бы себя подобно своему русскому коллеге по ремеслу. Тот старик был крут. Он бы и жену на место поставил, и у золотой рыбки бесконечных глупостей бы не просил. Но это я отвлекся...

Важно сделать некий вывод. Не все же ругаться и бесплодно критиковать. Суть возможного вывода в том, что сколько вширь ни богатей – все мало будет. Чтобы успокоиться, поблагодарить за то, что есть, отказаться от большего, ежели наличного хватает с головой, нужно богатеть вглубь.

Писание говорит об этом: в Бога богатеть. Если мошна толстеет, а мыслишки по-прежнему куцые, то это у человека (общества) экстенсивное развитие – происходит пожирание ресурса. Такова вся хваленая современная цивилизация, внутри которой этика безнадежно отстала от техники, а метафизика изгнана вон.

И обречен на несчастье живущий внутри этой цивилизации и по ее законам человек. Сыт он, одет он, и почти всю работу за него делают механизмы, но недоволен он, потому что не знает – зачем живет, внутреннего роста нет в нем. Остается только завидовать тем, кто имеет нечто пока недоступное. И в любом случае общество бедных внутри и недовольных снаружи людей – опасное общество.

Но вернемся к старухе. Ходила бы она в церковь, хватило бы ей и одного нового корыта. А там, глядишь, сама рыбка по доброте подарила бы и «домик в деревне». Читала бы бабка Псалтирь, хватило бы ей и мещанского статуса. Он уже бы показался страшен, и большее бы отсеклось.

Были бы у бабки внуки, а не только затюканный дед – выше дворянства после свалившегося мещанства не полетела бы ее мысль. Да и во дворянстве была бы она милосердна к таким же горемыкам, как сама она до чудесного улова. Все было бы другое, если бы кроме жадности – или вместо нее – была благодарность, молитва, сдержанность в желаниях.

Нужно, чтобы человек был и внутри, по Чехову, красив. Глубок, что ли... Нужно, чтобы и общество состояло из людей, работающих над собой, богатеющих вглубь. По крайней мере, нужно, чтобы количество таких людей в обществе не умалялось ниже некоего критического предела.

Иначе продолжат и человек отдельный, и общество подобных ему преступно не замечать обилие окружающих благ, продолжат вести образ жизни вредного и жадного человека, как тот демон у классика, о котором сказано: «И ничего во всей Вселенной благословить он не хотел».

Так какой же человек мил? – Благодарный.

С каким человеком приятно жить по соседству? – С благочестивым и довольным тем, что есть. Ему и подастся большее. И большее будет не во зло.


http://vz.ru/opinions/2014/8/4/698743.html

Tags: вера, размышления, разум
Subscribe
promo gmorder январь 10, 22:16 11
Buy for 200 tokens
Уважаемые читатели блога Gmorder! Данный пост пишется мной, Админом aka mentorgm. Пишу для прояснения ситуации (может кто пропустил,- когда я после назначения, писал о том,- кто я, что я- в этом блоге.): Для начала , и в самых первых: личные сообщения в журнале Виктора не просматриваются от слова…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments