gmorder (gmorder) wrote,
gmorder
gmorder

Categories:

«День Д» и день после: рассекречены документы о Ялтинской конференции

Как обеспечивалась безопасность эпохальной встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции 75 лет назад




В начале февраля 1945 года в Крыму начались переговоры лидеров стран антигитлеровской коалиции — Рузвельта, Сталина и Черчилля. Это эпохальное событие вошло в историю под названием «Ялтинская конференция». Именно там заложили основы послевоенного мироустройства. В ходе встречи были достигнуты соглашения о границах государств в Европе и сформулированы принципы международного права, которые актуальны и сегодня. А кроме того, стороны договорились о создании ООН.

В преддверии 75-летия Ялтинской конференции Минобороны рассекретило пакет документов, которые рассказывают о том, как РККА и РККФ готовились к приему высокопоставленных гостей и обеспечивали их безопасность.

Задача боевая
Подготовка к проведению конференции в Крыму, освобожденном весной 1944 года, заняла всего два месяца. Оборудование, материалы и провизия свозились со всей страны. Чтобы обеспечить встречу на высшем уровне, необходимо было восстановить не только пострадавшую от боевых действий инфраструктуру, но и ландшафт. Военным предстояло обеспечить трехстороннюю правительственную связь, противовоздушную оборону, защиту от диверсантов и корабельное прикрытие прибрежных районов.

Судя по документам, угроза воздушных налетов рассматривалась как вполне реальная. «В сложившейся оперативной обстановке на Черноморском театре — возможны налеты боевой авиации противника на наши аэродромы, корабли в ВМБ и порты южного побережья Крыма», — говорится в Боевом приказе № 01/оп

Директива штаба Черноморского флота предписывала для прикрытия береговой линии и предотвращения внезапного удара со стороны моря установить дальний морской дозор в составе двух подводных лодок.

Специально для проведения конференции создали целое авиационное объединение — на базе истребительных частей ВВС ЧФ и 126-й авиационной дивизии ПВО была образована Южная группа ВВС, в задачу которой входило прикрытие берега Крыма.

В период проведения конференции были получены разведданные об особой активности немецкой агентуры и планах германского командования по уничтожению лидеров союзников, отметил генерал КГБ в отставке Борис Курдюмов

— Мне довелось работать с людьми, которые обеспечивали безопасность конференции. По их рассказам, немцы в январе 1945-го говорили: «Надо воспользоваться тем, что пауки собрались в одной банке, и сразу их уничтожить». Готовились даже воздушные атаки на место, где лидеры соберутся. На нашу территорию заслали сильнейших агентов из абвера и других спецслужб. Но советская контрразведка была информирована о каждом шаге немцев, и они так и не смогли подступиться к Ливадийскому дворцу, где проходила встреча, — рассказал генерал «Известиям».

Никаких случайностей
Особое место в организации обороны занимало налаживание систем связи между подразделениями Красной армии, а также с авиацией и ВМС союзников. Сделать это на недавно оккупированной и разрушенной территории было непросто: приходилось восстанавливать коммуникации между городами Крыма и Москвой. Кроме того, связь установили с базами союзников на острове Мальта и в Гибралтарском проливе. Оттуда британские и американские офицеры передавали сообщения о маршруте и движении самолетов иностранных делегаций.

В отчете начальника связи контр-адмирала Георгия Громова даются оценки радиообмена между советскими, английскими и американскими моряками. «Радиообмен узла связи ЧФ с американскими и английскими кораблями был незначительным, но следует отметить: …по американским кораблям — …знание и умение пользоваться русскими сочетаниями... вольность в эфире и многословность <…> «По английским кораблям: — …исключительная четкость работы на ключе... исключительная лаконичность при применении международного кода».

Немало потрудились при подготовке конференции и саперы: необходимо было обезвредить многие участки местности, где шли тяжелые бои. В частности, пришлось разминировать английское кладбище под Балаклавой, где похоронены британские военнослужащие, погибшие во время Крымской войны. В дни конференции кладбище посетил британский премьер-министр Уинстон Черчилль — здесь была могила одного из его предков.

Для встречи морского транспорта союзников выделили эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», а также несколько «малых охотников».

При подготовке мероприятия всё продумали до деталей. К примеру, предусмотрели план действий на случай вынужденной посадки какого-либо из самолетов союзников на воду. В дни конференции в западной части Черного моря дежурила корабельная группа. В нее входили эсминец «Незаможник», большие тральщики «Якорь» и «Мина», два «больших охотника», несколько «малых охотников», четыре торпедных катера «Воспер», полученных по ленд-лизу, и три самолета «Каталина».

Обнародованные документы содержат мельчайшие подробности плана охраны и обороны места встречи и показывают: советские генералы прекрасно понимали возможности немцев и делали всё, чтобы исключить любые инциденты, отметил военный историк Алексей Исаев.

У верховного командования не было головокружения от успехов, — рассказал он «Известиям». — Противника оценивали как еще боеспособного. И эта боеспособность могла вылиться в диверсионную акцию, которая обезглавила бы союзников. Поэтому были предприняты серьезные меры. На памяти была история с Муссолини (в сентябре 1943-го германские диверсанты освободили арестованного диктатора и вывезли на территорию Германии. — «Известия»). Все понимали, что у Третьего рейха оставались спецподразделения, которые в состоянии доставить неприятности. А кроме того, у Германии была авиация, которая могла совершить какой-то маневр. А случайности были недопустимы. Это любопытные документы как для тех, кто специально занимается тем периодом, так и для интересующейся публики.

Первым самолетом Рузвельт
В рассекреченных документах впервые обнародована информация о том, как прибывали иностранные делегации. В открытом доступе появились списки пассажиров и членов экипажей самолетов союзников. От Британской империи в «День Д», как это указывается в одном из документов, в Крым прилетели 13 самолетов, на которых находились 87 членов экипажей, 139 пассажиров и 10 т груза. Британская делегация прибыла на американских самолетах C-47 Skytrain, C-54 Skymaster, C-87 Liberator и на английских York.

Американцы добирались на 10 самолетах C-54 Skymaster. На бортах было 70 членов экипажа и 120 пассажиров.

Президент США Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль прибыли на американских Douglas C-54 Skymaster с интервалом в пять минут. Первым сел самолет Рузвельта.

Из закрытых архивов извлечены также многочисленные фотоснимки, ранее нигде не публиковавшиеся. На них запечатлены эпизоды встреч союзных делегаций, застолье американцев и англичан с моряками-черноморцами. На фото, где изображены экскурсии гостей по памятным местам Крыма, видны следы разрушений исторических зданий и памятников после германской оккупации

источник

[Админ]

Tags: ВМВ, Ялта, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gmorder june 23, 19:43 10
Buy for 200 tokens
Огромная просьба к читателям помочь. К сожалению при текущем положении дел, у меня возникла проблема с выплатой кредитов, которые как я уже пояснял были в подавляющем большинстве взяты на сопутствующие расходы по лечению раненых. Теперь эта гиря висит постоянно, я стараюсь сам справляться с ними,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments